"Цветные числа" (автор Шишова Н.В.)

Уважаемые родители!

Сравнение чисел, состав числа, сложение, вычитание – вам кажется, что это сложно? Как легко и непринужденно научить ребенка оперировать с числами?

Открою секрет – в этом вам помогут волшебные цветные счетные палочки Х.Кюизенера. Почему волшебные? Потому что в умелых руках они творят чудеса!

Счетные палочки Х. Кюизенера – это числа в цвете. Названы они так в честь изобретателя Х. Кюизенера, бельгийского учителя начальной школы. Каждая палочка обозначает число.  Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Возьмите палочки, внимательно рассмотрите их, и что Вы увидите? Палочки все разные: разных цветов и разной длины. Поразмышляйте с ребенком, что можно сделать с помощью этих палочек? Мостик через речку, башенку, колодец, лесенку, поезд – все, на что хватит фантазии. Пусть ребенок манипулирует палочками, изучая их цвет и длину, при этом развивая мелкую моторику и воображение. Познакомились? Пощупали? Теперь самое главное – определим, какие числа обозначают палочки. Построим лесенку.

 

Спускайтесь по лесенке, считая ступеньки. Играйте, задавая вопросы: Какого цвета первая ступенька? На ступеньке какого цвета остановился какой-нибудь сказочный герой? Какое число она обозначает? Какого цвета ступенька находится под розовой? Над черной? Между желтой и голубой? и.т.п. Спускаясь и поднимаясь по лесенке, вы незаметно выучите числовое обозначение всех палочек. А также заметите, что каждая следующая палочка больше предыдущей на один белый кубик. Белая палочка – это число 1. То есть, каждое следующее число больше предыдущего на 1. На сколько пять больше четырех? Три больше двух?

Теперь можно выкладывать коврики для котят, или саночки для пингвинов, или цветные окошки – все, что угодно, самое главное, в игре будем знакомиться с составом числа! Например, нашему котенку холодно лежать на голом полу, сделаем ему красивый цветной коврик. Ширина коврика равна желтой палочке, выкладывать будем сверху вниз, ряды не должны повторяться.

Вот, что у нас получилось.

 

Какой красивый коврик, да еще и не простой, а числовой.  Какое число обозначает желтая палочка? А из палочек какого цвета получился второй (третий, четвертый…) ряд коврика? Давайте попробуем прочитать числами. Пять – это один и четыре, два и три и.т.д. Отлично справились, можно теперь поиграть и поскладывать палочки в мешочки. Дети уже имеют представления о смысле действия «сложение» - первая часть + вторая часть=целое.

Положите в первый мешочек розовую палочку, а во второй голубую. Какого цвета палочка получится в целом мешочке? Желтая. Почему? Потому что если сложить розовую и голубую палочки вместе, то получится палочка такой же длины, как желтая. Отлично! А теперь прочитаем числами. Два плюс три получается пять. Молодцы!

 

Но это еще не все. Ребенок может использовать палочки для выкладывания рисунка, ориентируясь на цвет и длину палочек, а в более сложном варианте на числовое значение («подписанные» палочки на схеме) или инструкцию со слуха, например: берем две палочки «пять», две палочки «семь», две палочки «три» и выкладываем из них домик. 

 Легко и весело, играя, учитесь математике!